Картина Мира

Святой Георгий Победоносец и ислам

Уже писали о происхождении фигуры Георгия Победоносца. Но мало кто знает, что Святой Георгий почитается и в исламе.

Св. Георгий (араб. Джирджис) — одна из главных некоранических фигур, пользующихся особым почитанием в исламе. От арабов-христиан его почитание перешло к арабам-мусульманам. Житие св. Георгия было переведено на арабский язык к нач. VIII в. В «Чуде об обращении сарацина» [I] говорится о том, как христианский священник дал прочитать мусульманину Житие св. Георгия на его родном языке. Житие св. Георгия в апокрифической редакции [II] включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари [III] (ум. 923). Согласно этому тексту, Джирджис был учеником одного из апостолов Исы (Иисуса). Царь Мосула [IV], идолопоклонник, подверг Джирджиса пыткам и казням, но Аллах каждый раз воскрешал его. Для него Аллах сотворил множество чудес, связанных с воскрешением людей и животных, что, вероятно, указывает на наличие в сказании о Джирджисе мотивов почитания ближневосточных умирающих и воскресающих божеств.


В Палестине насчитывается 22 культовых места, имеющие отношение к св. Георгию, 5 из которых христианско-мусульманские и 9 мусульманские: участки в мечетях Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и аль-Акса в Иерусалиме, ряд местностей в Наблусе, в частности баня, которую, по преданию, святой посещал каждую пятницу, отчего вода в ней в этот день приобретала целительную силу. Наиболее известные христианские церкви и монастыри, посвященные вмч. Георгию (монастырь Мар-Джирджис Хумайра (Сирия), церковь вмч. Георгия в Лидде, монастырь под Бейт-Джалой, у села Эль-Хадр, и др.), были центрами паломничества не только христиан, но и мусульман всех толков, от которых даже получали значительные пожертвования. Около пещерной церкви вмч. Георгия к северо-востоку от Бейрута (ныне в черте г. Джуния), согласно местному арабскому преданию, произошел поединок св. Георгия со змеем.

На Ближнем Востоке существует почитание св. Георгия под именем аль-Хадр (аль-Хадер, аль-Хадир), к нему обращаются с просьбами о ниспослании дождя, ему дают обеты, испрашивая благополучие близким. Св. Георгий особенно почитается в качестве целителя болезней, в первую очередь нервных и психических расстройств. Однако аль-Хадр, которому посвящено множество преданий и который считается одним из 4 «бессмертных» наряду с Исой, Ильясом и Идрисом [V], далеко не всегда и не во всех мусульманских преданиях может отождествляться со св. Георгием.

Комментарии:

[I] См.: О.Н.А. Сказания о чудесах [св. Георгия] / Георгий, вмч. / Православная энциклопедия. Том X. М.: 2005. Стр. 668.
Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/162188.html#part_4

[II] См.: А.Ю. Виноградов. Византийская агиографическая традиция / Там же. Стр. 665 — 666.
Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/162188.html#part_2

[III] Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (838 — 923) — выдающийся мусульманский историк и экзегет. По мнению востоковеда Н.И. Веселовского ат-Табари — отец мусульманской историографии.
Cамым крупным произведением ат-Табари является историческое сочинение «Та’рих ар-русул ва-л-мулук» («История пророков и царей»), в котором он излагает всемирную историю от сотворения мира до 914 г.
См.: Н.И. Веселовский. Табари / ЭСБЕ. Том 32 (63). СПб. 1901. Стр. 436.
Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003924197#?page=455

[IV] Мосул — город на севере Ирака. Недалеко от Мосула расположены руины Ниневии, древней столицы Ассирии.

[V] Так в мусульманской традиции именуются Иисус, Илия и Енох.

Литература:
1. Canaan T. Mohammedan saints and sanctuaries in Palestine // Journal of the Palestine Oriental Society. [Jerusalem], 1927. P. 120-125 (Ibid. London, 1927);
2. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 66, 262.

Источники:
1. Мусульманское сказание о св. Георгии по ат-Табари / Перевод М.О. Аттая // Этнографическое обозрение. М., 1895. № 3 (отдельное издание: М., 1896).
2. К.А. Панченко. [Св. Георгий] в исламе / Георгий, вмч. / Православная энциклопедия. Том X. М.: 2005. Стр. 679 — 680.
Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/162188.html#part_12

Изображение:
Св. Георгий убивает змея. Икона. Ливан, 2-я пол. XIX в.
Подробнее см.: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=84..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *