«Великобритания всегда славилась жестким делением общества на классы. Обозреватель BBC Future решил выяснить, насколько этот стереотип соответствует действительности и так ли уж Британия отличается этим от других стран. Нравится вам это или нет, но многие считают классовую систему общества одной из неотъемлемых составляющих жизни британцев — наряду с пристрастием к чаю с молоком и к разговорам о погоде.
«Классовые различия не отмирают, они просто приобретают другие формы выражения, — написал однажды британский социолог Ричард Хоггарт. — Каждые десять лет мы ухитряемся объявить о том, что похоронили классовую систему, но гроб ее и по сей день остается пустым».»
«Чтобы спрогнозировать, чего человек может добиться в жизни, недостаточно учесть только положение его родителей — необходимо также принять во внимание всех его дядюшек и тетушек, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, — убежден сотрудник Калифорнийского университета в Дейвисе (США) Грегори Кларк. — Все они могут оказать влияние на его карьеру».
В рамках своей научной работы Кларк изучал упоминания определенных редких фамилий в истории страны. Так, в Книге Страшного суда (так называли в Англии свод материалов всеобщей поземельной переписи — прим. переводчика) за 1086 год встречаются фамилии богатых помещиков, которые чаще всего были потомками нормандских завоевателей, вторгшихся в Англию в середине XI века: Баскервиль, Дарси, Мандевиль, Монтгомери, Невиль, Перси, Панчард и Тальбо.
«Затем Кларк изучил, насколько часто эти фамилии встречались в последующие века в исторических документах — к примеру, таких как списки студентов Оксфордского и Кембриджского университетов, выгодоприобретателей по заверенным у нотариуса завещаниям и членов парламента, присутствие в которых может служить указанием на более высокий социальный статус.
В условиях высокой социальной мобильности такие фамилии должны были бы встречаться все реже и реже, так как эти престижные места стали бы занимать представители других классов общества. В условиях же низкой мобильности их доля должна была остаться примерно такой же.
По итогам своих исследований Кларк выяснил, что темпы социальной мобильности в Великобритании чрезвычайно низки: для перехода из высших или низших слоев общества в средний класс должно было смениться около десяти поколений.
Примерно с такой же скоростью могут происходить изменения и чисто биологических характеристик, таких как рост.
Что самое удивительное, темпы социальной мобильности сохранялись на прежнем уровне даже после грандиозных перемен, последовавших за промышленной революцией и введением системы всеобщего образования в XVIII-XIX веках.
Судя по всему, эти результаты подтверждают наличие инерции в британской классовой системе.
Тем интереснее рассмотреть результаты аналогичных исследований, проведенных Кларком в других странах.
Так, он изучил списки студентов наиболее престижных американских университетов, входящих в так называемую Лигу плюща, а также списки членов ассоциаций адвокатов, имеющих право выступать в суде, в различных штатах и Американской медицинской ассоциации.
Вопреки распространенному убеждению, что для США характерна высокая социальная мобильность, он установил, что темпы изменений там примерно такие же, как в Великобритании.
Аналогичные результаты были получены в Швеции: хотя в целом различия в имущественном положении богатых и бедных были менее выраженными, выяснилось, что наиболее престижные профессии — врачи, юристы или университетские преподаватели — часто представлены членами одних и тех же семей.»
Британская классовая система
- Чёрное зеркало: Белое Рождество
- Наших детей никто не собирается учить