Картина Мира

Япония как образ будущего. Одиночество или сплошной японский «мэндокусай»

Давайте сегодня поговорим об одиночестве. Постоянно натыкаюсь на объявления «Туры на январские праздники одному», «Новый год для одного». Если «подергать» гугель трендс по запросу «trips for single» (туры на одного) то станет ясно, что таких запросов в интернете с каждым годом все больше. Статистика говорит о том, что число тех, кто осознанно отказывается от постоянных отношений и семьи, постоянно растет. Сами себя они называют синглтонами — от английского singleton (одиночка).
В России этот образ жизни стремительно набирает популярность — есть несколько знакомых, у которых своя квартира, престижная машина, но они не хотят заводить отношения по «экономическим» соображениям. Ведь придется содержать не одного себя любимого.

В Японии такая проблема стоит особо остро. Почему хочу поговорить о Японии? Просто потому, что эти тенденции очень отчетливо видны и у нас. У японцев просто картинка более яркая. Там стремительно падает рождаемость, а молодые люди не спешат создавать семьи. И если женский страх разрушить карьеру типичен не только для Страны восходящего солнца, то с мужчинами ситуация иная. Они, как отмечают сами японцы, стали «травоядными» и избегают интимных отношений.

«Есть же много других интересных вещей: можно играть в телефоне, смотреть ролики в интернете, аниме. На интимные отношения времени просто не хватает» — типичный ответ 30 летнего японца.
Тридцатилетняя москвичка Полина, десять лет назад переехавшая в Токио, рассказала, что в стране много мужчин, которые не только не хотят жениться, но и просто вступать в отношения. «Им, понимаете, лень. К тому же это выльется в копеечку. Одному быть проще, дешевле и эмоционально спокойнее. Среди моих знакомых есть женатые или в отношениях, но проблемы это не умаляет, о ней даже говорят по телевизору. Власти заявляют, что одиноких людей очень много», — делится впечатлениями девушка.

При этом к «травоядным» относят и мужчин, которые заинтересованы в отношениях, но ждут от женщин первого шага. Некоторые социологи называют их «любители рыбы» или «мужчины-ждуны». «Они боятся начать разговор первыми, очень стесняются. Их пугает, что женщины с каждым годом становятся все более финансово независимыми. К слову, эти мужчины просят в ресторане раздельный счет», — жалуется Полина.

Японские СМИ регулярно проводят опросы общественного мнения. Согласно одному из последних, больше половины мужчин в возрасте от 20 до 30 лет одиноки. Шестьдесят один процент тех, кто старше 20 лет, и 70 процентов в возрасте от 30 и старше признались, что относят себя к «травоядным». Многие из них активно работают, но есть и те, кого прозвали «парасайто сингуру» — «холостяк-паразит».
Паразитами обычно называют молодых людей старше 20 лет, живущих с родителями и наслаждающихся беззаботной жизнью за их счет. Они могут работать на неполную ставку либо тратить время на хобби, развлечения и предметы роскоши.

Социологи объясняют поведение «паразитов» тем, что они родились уже после японского экономического чуда, когда страна активно процветала: уровень безработицы не превышал двух процентов, а предложения работодателей сыпались как из рога изобилия. Эти благополучные дети видели, как трудились их родители, но идти по их стопам не хотели.
Отсутствие маскулинности у японцев также связывают с последствиями Второй мировой войны: с тех пор страна не принимала участия ни в одном военном конфликте. Мужчинам не нужно становиться солдатами, в них меньше «мачизма» и агрессивности.

(Привет всем феминисткам, которые сражаются с маскулинностью и «мачизмом»)!

Власти винят «травоядных» мужчин, в частности «холостяков-паразитов», в большинстве экономических и социальных проблем в стране. Многие встают на их защиту, отмечая, что эти мужчины — «добрые и галантные, они не хотят романтических отношений, боясь испытать разочарование или же причинить боль другому человеку».

При этом нельзя сказать, что они не интересуются противоположным полом. Просто не готовы играть традиционную гендерную роль: ухаживать, завоевывать сердца, проявлять инициативу. Иногда их выбирают самодостаточные женщины постарше, считая подобную робость в отношениях очень «милой».

Отношения это сплошной «мэндокусай»
(кусок статьи отсюда: https://vesper-canary.livejournal.com/40250.html)

— Я вот недавно с девушкой расстался, — понуро выдает один знакомый, делая большой глоток виски-колы, шипящей пузырьками.
— Почему? — в унисон спрашиваем его мы, предвкушая скандалы, интриги, расследования.
— Она переехала, — как-то мрачно махнув рукой, отвечает он — для выходца из Латинской Америки этому жесту явно не достает экспрессии.

Видать, совсем все плохо, думаю я, начиная представлять себе запорошенные снегом бордюры Асахикавы, дикие пляжи Окинавы, одинокие домики, затерянные в недоступных уголках Японских Альп. Когда воображение переносит меня в марокканские пустыни и ледники Гренландии, где я стремлюсь отыскать сердечную подругу товарища, ловко управляя собачьей упряжкой, парень возвращает меня из дальних странствий в суровую действительность.

— Она переехала в Токио.
— Куда-куда? — неуверенно переспрашиваем мы.
— В Токио, — уже совсем тоскливо повторяет наш латиноамериканский друг.
— Так Токио всего в 60 километров отсюда, — мы многозначительно переглядываемся, не веря собственным ушам.
— Она сказала, что это мэндокусай (напряжно/хлопотно), — товарищ встает, откидывает назад прядь иссиня-черных волос и уходит, оставляя нас в полнейшем замешательстве.

В тот вечер мы еще долго перемывали косточки его жесткосердечной подруге и обсуждали отношения полов в Японии. Когда мы уже и думать забыли о перипетиях личной жизни нашего латиноамериканского комрада, новую пищу для размышлений подкинуло японское правительство, опубликовавшее на прошлой неделе данные очередного социологического опроса. Тут-то паззл и сложился.

По результатам исследования, проведенного Кабинетом министров, 37,6% одиноких жителей Cтраны восходящего солнца в возрасте от 20 до 39 лет не хотят строить романтические отношения. «Это же сплошной мэндокусай», — отмечено в ответах почти половины респондентов (46,2%). В тройке лидеров представлены и другие причины, объясняющие стремление японцев сохранить холостяцкий образ жизни: «хочу посвящать больше времени своему хобби» (45,1%), «хочу сконцентрироваться на работе/учебе» (32,9%). Интересно, что больше всего «мэндокусая» в потенциальном союзе видят тридцатилетние представительницы слабого пола — 51,2%. Променять походы с подружками в кафе и спа-салоны на стирку, готовку и глажку молодые японки не стремятся.

Примечательно на самом деле другое. Как свидетельствуют результаты опроса, 28% японцев и японок, не состоящих в отношениях, вообще не интересует любовь. Более того, одинокие девушки в возрасте от 20 до 29 лет задумываются о любви значительно меньше, чем их сверстники. Разрыв составляет около 10%: 30,9% девушек и 22% парней в своих ответах отметили, что любовь их не интересует. Правда, к 30 годам японские мужчины, очевидно, устав от попыток покорить холодные женские сердца, черствеют и догоняют дам-ровесниц (30,9% против 30,2%).

К сожалению, подобный «мэндокусай» виден и у нас и Koi No Yokan* будет все сложнее….А что можно противопоставить этому всему? Хочется услышать ваши мысли.

Картина Мира

*По-японски это значит — внезапно встретить кого-то, в кого тебе самой судьбой суждено влюбиться

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *