Картина Мира

Славянские узоры в Египте. Коллекция из музея искусств Востока Оксфордского университета

В чём особенность египетской вышивки из музея искусств Востока Оксфордского университета? В египетских экспонатах  и структура построения композиции, и узорообразующие знаки, и образы поразительно похожи на  узорочье Русского Севера, где оно обычно украшает праздничные обрядовые полотенца, свадебные подзоры на кровать, узорные пояса, подолы и оплечья рубах.

Узорное наследие  прабабушек

Многие горожане уверены, что жители малых деревень обделены культурной жизнью и живут на обочине цивилизации.  Но с  тех пор как мы переехали из города в деревню прадедов на берегу Северной Двины, — всё самое интересное  в моей жизни только началось.  У меня появилась «машина времени» — старинный ткацкий стан и я начала осваивать ткачество. А для того чтобы ткать я рассматривала старинные образцы и    фотографировала  сохранившееся  наследие  наших далёких прабабушек, живших в позапрошлом веке. Что за узоры  передали нам прабабушки,  из какой глубины веков эти знаки, какую мысль  вложили в них?  Долго я искала ответы на эти не простые вопросы. 
               Узорные вещи на Русском Севере бережно хранят в заветных сундуках и передают от матери к дочери из рук в руки как драгоценности. Старшие наставницы строго  следили за сохранением искони, чтоб никакая ошибка или произвольное  искажение не вкрались в работы  молодых рукодельниц. Создавая новое,  узор берут со старых предметов, благодаря чему он передаётся без изменений веками.
           Ученым  известно, что древнейшие находки предметов с геометрическими  орнаментами  датируются многими тысячами лет до нашей эры.
           И вот как-то в ленте новостей встретились  снимки древних полуистлевших тканей с очень  знакомыми  геометрическими орнаментами, но не нашими —  из Египта.  Всё собрание старинной вышивки оказалось опубликованным  на сайте музея искусств Востока Оксфордского университета.  В начале 20 века английский египтолог Перси Ньюберри собрал в Каире более 1000 фрагментов  древних вышивок и передал в дар музею Ашмолиан (музей искусств Востока) своё собрание. Коллекция представляет собой  части одежды и узорных тканей разного назначения и разной степени сохранности.  В 1984 году Музей впервые открыл для изучения эту коллекцию вышивок. В результате исследования  проведенного  радиоуглеродным методом   выяснено, что  время происхождения тканей покрывает период от 400 — 1500 лет  нашей эры.
          Мы  решили выяснить для себя историческое  место нашей родовой деревни  в контексте мировой культуры и провели  первичное исследование, сопоставив снимки.  
               В  египетских экспонатах многое показалось очень знакомым: и структура построения композиции, и узорообразующие знаки, и образы, и даже верхние каёмочки  праставок. Всё это узорочье широко известно у нас на Русском Севере и обычно украшает  праздничные обрядовые полотенца, свадебные подзоры на кровать, узорные пояса, подолы и оплечья рубах.  
              О различиях нужно сказать следующее: наши узоры выполнены нитями красного цвета в технике браного ткачества на домашнем ткацком стане. Египетские узоры  вышиты шёлковой нитью  синего, зелёного, коричневого, редко красного цвета. Но в обоих случаях использовалась льняная ткань полотняного переплетения. 
       Всем, кто по роду своей работы или  личного интереса, исследует нашу русскую и египетскую историю, традиционную народную культуру, ткани, знаковые системы передачи информации предлагаю познакомиться  с узорным наследием северных великорусов и египетской  коллекции Перси Ньюберри из Ашмолиан музея.
         С интересом и благодарностью приму к сведению ваши мнения, гипотезы, встречные исследования на эту тему.
  
   

Источник на фото. Музей искусств Востока Оксфордского университета 

Источник на фото. Музей искусств Востока Оксфордского университета 


                      

Какие выводы из этого можно сделать? За ответом мы обратились к начальнику ОНИР Смольного института Российской Академии Образования, кандидату культурологи, действительному члену Петровской Академии науки и искусств, члену Русского Географического общества, уважаемому исследователю русской народной культуры Павлу Ивановичу Кутенкову: «Каким образом оценивать обнаруженные идентичности и близкую родственность узорочья египетских и северных великорусских тканей, выявленную в ходе первичных исследований? Наша позиция здесь состоит в следующем. Мы признаём возникновение каких-либо идентичных единичных знаков в каждой культуре, у каждого народа – самостоятельно. Это очевидные явления. Вместе с тем, обнаруженные идентичности и схожести столь точны по мелочам и столь множественны по количеству обнаруженных явлений, что в совокупности со способами получения узоров, цвета узоров, ткани носителя узоров – всё вместе указывают на их возникновение из единого истока. По нашим данным ими могут быть древнейшие славяно-арийские культурные корни. При этом наибольшая древность узорочья сохранена в тканях Русского Севера».

Выводы

Первичные исследования открыли ранее неизвестное родство узорочья восточных славян, в частности северных великорусов, и древнего и средневекового Египта, что служит прямым указанием на древнейшие истоки обеих культур.

Необходимы дальнейшие исследования узорных египетских тканей и тканей народной культуры восточных славян. Целесообразно вести исследование с использованием собраний тканей государственных музеев России, Египта, Сирии, Ирана и других стран, где могут находиться объекты исследования.

 

Автор: Филиппова Галина Николаевна, 2019 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *