Картина Мира

Александр Пыжиков. Архитекторы «православия, самодержавия, народности»

Эта базовая для Российской империи идеологема окончательно оформилась в царствование Николая I. Целая плеяда приближенных императора неустанно корпели над возведением этих величественных конструкций. Только приверженец православия, самодержавия, народности может именоваться истинным служителем и сыном России. Это своего рода опознавательные, «святые» знаки настоящего патриотизма.

Однако, во всей этой «бочке меда», оказывается, есть и своя «ложка дегтя», причем немалая. Основные авторы этого судьбоносного идеологического концепта хорошо известны – министр народного просвещения, граф С.С. Уваров (1786-1855), обер-прокурор Св. Синода, граф Н.А. Протасов (1799-1855), начальник III отделения Е.И.В. канцелярии, граф А.Х. Бенкендорф (1782-1844). Эти деятели во многом определяли государственное лицо николаевского правления.

Так вот все трое являлись воспитанниками иезуитов, кои в конце ХVIII, начале ХIХ столетия не покладая рук трудились на ниве образования в Петербурге.

Уваров воспитывался под иезуитским присмотром домашних учителей, затем находился пол влиянием «адвоката» иезуитского Ордена, посланником Сардинии в России графа Ж. де Местра.

В семье, где вырос Протасов было немало тех, кто принял католичество, так что соответствующих воспитанников ему подобрали без труда.

Что касается Бенкендорфа, то тот окончил элитный иезуитский колледж аббата Николя в Петербурге, чем очень гордился.

Выходит концепцию «православие, самодержавие, народность» внедряли в жизнь ученики Ордена Иезуитов. Вот такая невеселая, прямо скажем, история для поборников «истинного патриотизма». Но, как говорится, из песни слова — не выкинешь, даже если она и патриотическая.

Источник

Примечание:

Это небольшая статья, которую Александр Владимирович подготовил еще в августе и планировал опубликовать в конце сентября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.