Картина Мира

Камчатка и ее аборигены



На земле Камчатки проживали и проживают такие малочисленные народы, как: Ительмены, Коряки, Чукчи, Алеуты, Айны, Эвены, Камчадалы. Интересно было бы узнать «в живую» особенность всех этих народностей, но во время последнего посещения Камчатки я буквально окунулся в традиции коряков.

Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. На самом деле коряки никогда себя «коряками» то и не называли. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя…

Фото 2.


…нымыланами, что означает в переводе на русский язык — «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!

Так вот, в поисках фермеров и предпринимателей, которые взяли бесплатно землю по программе «Дальневосточный гектар»мы практически случайно наткнулись на этнокультурный комплекс и питомник ездовых собак «Авача Мэй»


По традиции небольшой видеообзор:


А дальше в формате фоторепортажа…


Фото 3.


Вот что удивительно на Камчатке — куда не поверни голову везде красота!

Фото 4.


Подъехав к территории комплекса внезапно на нас напали … щенки! Куча милых комков шерсти, которые буквально атаковали нас и физически и своей «мимишностью»!


Фото 5.


Сначала щенки начали нас всех «тискать»

Фото 10.


А потом мы похватали щенков и начали их тискать и фотографироваться с ними. 

Фото 9.


Пока хозяев не было на месте мы осматривали питомник.

Фото 6.


Великолепные и абсолютно не злобные собачки привыкли к общению с туристами.

Фото 7.

Сергей Анашкевич тестирует элементы корякского стойбища.

Фото 12.


Вообще коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.


Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.


Фото 13.


Нымыланы же занимались, как правило, рыболовно-охотничьим типом хозяйства. Они делали специальные сети из крапивы и добывали в реках рыбу. Это тяжелый труд, так как, чтобы создать такую сеть, приходилось потратить порядка 2 лет, а служила она — только год. Выходил народ и в море на байдарках. Последние обтягивались шкурами. Охота велась на лахтака, нерпу, даже кита. Метался гарпун, а после киты добивались копьями, оснащенными наконечниками из камня. Охота была острой необходимостью, так как даже шкуры морских обитателей использовались не для «красоты», а для обтяжки лодок, пошива одежды и обуви, сумок и ремней.

Фото 15.


В настоящий момент на Камчатке встречаются лица 176 национальностей, этнических групп и народностей. На первом месте находятся русские, на долю которых приходится около 252 тысяч человек, что соответствует 83% от всего населения. На втором месте по численности находятся украинцы, процент которых достигает 3,5%, а третье место досталось корякам — коренному населению полуострова. На их долю приходится немногим более 2% населения.

Фото 14.


Общее число людей, представляющих эту народность близко к 8 000, из которых на Камчатке проживают около 6,6 тысяч человек. В большинстве своем эти люди населяют Корякский округ, Магаданскую область и Чукотский АО.

Коряки сейчас изъясняются на русском языке, однако их историческим языком считается корякский, составляющий ветвь чукотско-камчатской языковой семьи.

И вот появилась хозяйка гектара и туристического комплекса «Авача Мэй» Анастасия Шукшина.

Фото 16.


Она рассказала как взяла на тщательно выбранном участке гектар земли и планирует тут обустроить корякское стойбище и питомник для ездовых собак. Она давно занимается культурой аборигенов Камчатки и самое главное — именно они будут тут главными действующими лицами.

Она планирует помогать сохранять культуру народностей Камчатки и помогать им зарабатывать на этом. Этноультурные комплексы очень распространены в мире и зарабатывают неплохие деньги на туристах. А для Камчатки это очень перспективное направление.

Фото 17.


Пока мы разговариваем, хозяин готовит обед. Удивительно наблюдать, как придя в гости почти к любому обядательно на стол подадут красную рыбу, нерку, киту или кижуча.

Собачка вон тоже ждет вкусняшек…

Фото 18.

На территории комплекса будут предлагать полное погружение в культуру местных народностей с переодеванием в народную одежду, танцами, традициями и кухней.

Анастасия помнит с детства все это. Она и ее муж родились и выросли в Раздольном. У них на глазах еще было вдоволь яранг и бабушек, которые рассказывали и показывали все, что передали им предки.

Сейчас тем, кто еще помнит традиции своих народов уже под девяносто лет и это все нужно как то сохранять.

Фото 20.


Если сохранить все это на уровне нашего поколения, то вот уже и следующее подрастает. Малышка чувствует себя в ярангах и между корякскими танцами себя как дома.


Фото 21.

Вот такой праздник тут предлагают туристам в том числе — хололо. Это копилка древних обычаев, танцев и песен коряков. К этому празднику готовятся целый год! Северные аборигены – народ трудовой: отдыхать и развлекаться времени почти нет.

Традиционно Хололо отмечают в конце осени, когда у коряков заканчивается долгий сезон охоты и рыбалки. Хололо – это, можно сказать, корякский День благодарения. А благодарят аборигены природу и богов за пойманную рыбу, за добытого зверя, за собранные грибы и ягоды – за то, с чем можно пережить долгую и холодную зиму.

Фото 23.


Этот праздник называют еще и Днем морского зверя – нерпы. Животное на Хололо должен добыть молодой охотник. У священного костра над нерпой совершают обряд очищения – коряки как бы просят прощение за убийство. Они с уважением относятся к этому животному, без которого жить зимой было бы очень трудно: нерпа – это и питательное мясо, и жир, который можно использовать не только в еду, но и для освещения жилища, а также для обогрева.
Фото 24.

Вот нам сейчас покажут его элементы, но для этого нужно очиститься от злых духов и пройти сквозь дым.

Фото 25.

А дальше пошли легенды.

Фото 26.


Большого Ворона коряки считали основателем мира. Корякское имя Ворона – Куйкиняку или Куткиняку. Камчадалы его называли Кутх, Кутху или Кутча, чукчи – Куркил. Большого Ворона также называли Большим Отцом (осёдлые коряки) и Создателем (кочевые). Иногда в одном мифе встречается оба эти имени.

Фото 27.


И вот летел этот Ворон над морем, устал, решил отдохнуть и поднял себе из моря землю в виде рыбы — так образовалась Камчатка.

Фото 28.


А вот народные музыкальные инструменты коряков.

Фото 29.


Вот знаменитый «ротовой бубен» или варган (ванныярар).

Фото 31.


Нам рассказали что означают элементы традиционной одежды, узоры и орнаменты. Это все очень интересно.

Фото 32.


Фото 33.



На видео в начале поста можете посмотреть видеозапись народных танцев и пения коряков.

Фото 36.


А вот и Александра нарядили.

Фото 37.



И он даже поучаствовал в танце.

Фото 38.

Фото 39.


В общем все, что связано с историей, народными традициями любой части России, да и любого уголка мира это очень интересно. А про себя понимаешь, что всего этого остается все меньше и меньше. 

Фото 40.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *