Картина Мира

8 исторических картин Сурикова

Гениальный русский живописец Василий Иванович Суриков прославился своими историческими полотнами. Художника трудно понять без знания конкретных событий русской истории, изображенных на них. Здесь мы рассказывали почему иностранцы «не видят» картин Сурикова. Сегодня поговорим о восьми его наиболее известных картинах.

Картина «Утро стрелецкой казни» повествует о расправе над стрельцами после неудачного бунта 1698 года.

В марте 1698 года сестра Петра I, царевна Софья, заточенная в Новодевичьем монастыре, во время двухгодичного отъезда брата в Европу, заявила, что ее Петра подменили. 2200 стрельцов, стоявшие лагерем в Азове, подняли бунт и самовольно прибыли в Москву, чтобы возвести на трон царевну Софью Алексеевну. Преданные Петру I бояре направили против стрельцов четыре полка и дворянскую конницу. Мятежники были схвачены. Срочно вернувшийся из-за границы Петр I сам возглавил «великий розыск». 10 октября 1698 года в Москве начались пытки и казни мятежных стрельцов. Пятерым Петр отрубил головы своими собственными руками. Десятки были повешены, сотни сосланы. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Тела казненных было приказано оставить у мест расправ до конца зимы 1699 г. Специальным указом Петра на Красной площади и около могил казненных были воздвигнуты каменные четырехгранные «столпы», на которых были начертаны все преступления мятежников. Родных стрельцов обрекли на изгнание – их московские дома были проданы или розданы. Репрессии коснулись и стрелецких полков, не участвовавших в восстании. Они были расформированы, а стрельцы с семьями высланы из Москвы в другие города и записаны в посадские.

Фигура Петра I учинившего расправу над стрельцами едва видна в левой части картины

Главная героиня картины «Боярыня Морозова» — историческое лицо. Феодосия Прокопьевна Морозова, которая почитается старообрядцами как святая, была представительницей знатного и богатого боярского рода, приближенного к царю Алексею Михайловичу.

Боярыня Морозова была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона, вместе с гонимым протопопом Аввакумом отстаивала старую веру. Царь Алексей Михайлович не раз наказывал непокорную боярыню, отбирая и возвращая ее поместья. От более суровых кар Феодосию Прокопьевну спасала дружба и заступничество царицы Марии Ильиничны. В конце 1670 года, после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, Морозова стала удаляться царского двора. Когда в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, на нее обрушился державный гнев. По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, оставив под арестом в подвале ее дома, а затем пытали на дыбе, добиваясь отречения от раскольничества. Уже был готов костер для сожжения непокорной боярыни, но Феодосию спас ропот бояр, возмущенных возможностью казни одной из знатных женщин Московского царства, и заступничество сестры царя, царевны Ирины. После нескольких лет ссылок в 1675 году Морозову, лишенную почестей и имущества, отправили в дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму, приказав морить голодом. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675. Ее малолетний сын умер в Москве, оставшись без матери, братья были отправлены в ссылку, а четырнадцать слуг, оставшихся ей верными, сожжены в срубе. О характере боярыни говорит предание: чувствуя близкую кончину, она попросила перед смертью тюремщика разрешение вымыть в реке свою рубаху, чтобы по старому русскому обычаю умереть в чистой сорочке.

«Боярыня Морозова» одна из самых драматичный картин Сурикова

Картина Василия Сурикова «Степан Разин» — еще один исторический экскурс в далекое прошлое. На картине запечатлен фрагмент из легенды, повествующей о Разине и персидской княжне. По волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Разбойники веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. На картине слева изображена малоприметная водяная воронка, которая поглотила прекрасную пленницу. Не случайно молодой гребец в красной рубахе с таким сожалением пристально смотрит на этот водоворот.

Как молодая персидская княжна оказалась среди русских казаков?

Весной 1668 года казачьи отряды под предводительством Разина отправились в поход к Каспийскому морю, в Персию. Обеспокоенный Шах Сулейман отослал русскому царю грамоту, сообщавшую о нападении воровских казаков. Царь Алексей Михайлович дал добро персам перебить русских казаков «без пощады». В ответ разинцы взяли город Фарабат, но подверглись нападению большого шахского флота. Произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Чтобы окружить казачий флот, персы сцепили свои суда цепями. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, и весь флот персов пошел ко дну. Именно в этом сражении в плен к разбойникам попали сын и дочь командующего персидским флотом. Дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин впоследствии, как поется в известной песне, утопил в Волге.

Суриков не изобразил на картине погибшую персидскую княжну

«Переход Суворова через Альпы» прославляет подвиг суворовцев в русско-французской войне 1798-1800 гг. 21 сентября 1799 войска Александра Васильевича Суворова выступили в Швейцарский поход, в котором русским войскам предстояло перейти через Альпы из Северной Италии в Австрию. Суворов спланировал свой маршрут так, чтобы нанести удар во фланг и тыл французов, используя свой традиционный прием быстроты и натиска. Чтобы неожиданно напасть на противника, Суворов выбрал кратчайший, но самый трудный путь через горный перевал Сен-Готард. Переход проходил в сложнейших условиях с большими потерями: ежедневные стычки с неприятелем, заснеженные горы на пути войска, предательство австрийцев. Но по выражению самого Суворова: «Русский штык прорвался сквозь Альпы», нанеся ощутимый удар по французам. Швейцарский поход вошел в историю как одна из величайших военных кампаний Александра Суворова. В 1799 году именно за переход через Альпы Суворов получил от императора Павла I звание генералиссимуса всех российских войск. А на месте событий, в Альпах, был высечен 12-метровый гранитный крест в честь подвига русских войск.

Суриков изобразил штурм суворовскими войсками альпийского перевала

Трагическая судьба семейства светлейшего князя Меншикова послужила сюжетом для картины Сурикова «Меншиков в Березове».

Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, как и его восхождение к славе и богатству, было стремительным. После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя, и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России, власть «полудержавного властелина» стала терять силу. В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II). В ту пору наследнику было 12 лет, и управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя. Знатные русские роды не желали подчиняться выскочке. Противники Меншикова составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя. Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, лишив его всех чинов и орденов, было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра I. Меншикова обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью, брал взятки, присваивал частные имения. В окончательном протоколе местом ссылки для всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Березов. Перед отправкой у ссыльных отобрали все личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца. Во время скорбного путешествия умерла жена Меншикова. В Березове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим.» Свои несчастья Меншиков и его семейство переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей Меншиков выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери занимались хозяйством. Жителей Березова А. Д. Меншиков поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении. Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. Александр Данилович Меншиков скончался осенью 1729 года от лихорадки, завещав своим детям не стремиться к высшей власти. В 1730 году Анна Иоанновна разрешила детям Меншикова вернуться в Москву и возвратила им часть имущества.

Суриков изобразил Меншикова не процветающим фаворитом, а больным стариком в ссылке

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» изображает битву войск Ермака с ханом Кучумом на месте слияния двух рек — Тобол и Иртыш, которая произошла в ноябре 1579 года.

Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году, чтобы защитить восточные поселения от набегов кочевников и освоить новые места за Уралом. Основной отряд завоевателей Сибири составили пять тысяч волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. Главным противником Ермака в этом походе был сибирский хан, наследник Большой Орды, Кучум. Решив напасть на казаков, хан Кучум собрал почти 15-тысячное войско из наемников, поскольку собственные боеспособные силы хана ушли в набег на Пермь. Местное население не оказало поддержки Кучуму, в разгар битвы наемное войско покинуло хана. Кучум потерпел поражение и отступил в степь. 8 ноября 1582 года атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык — тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Это была не последняя битва войска русских казаков с Кучумом и его войском. В декабре 1582 года военачальник Маметкул напал из засады на казацкий отряд и перебил его. А в феврале казаки нанесли ответный удар, взяв в плен Маметкула на реке Вагае.

Суриков изобразил битву Ермака и Кучума на иртыше

У героини картины «Посещение царевной женского монастыря» нет реального прототипа. Она повествует о трагических судьбах царских дочерей на Руси.

Русские царевны коротали свой век в царских теремах затворницами, среди мамок-нянек, шутих и стариц. По строгим законам того времени знатные девушки, наследницы власти не имели права выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Знатные иностранцы считались еретиками, и русские царевны могли стать лишь христовыми невестами, монахинями. Они отдавали в выбранный монастырь все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил на картине Суриков. На ее пока еще румяном лице — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница обители пристально наблюдает за гостьей, которая вскоре станет ее послушницей. Монахини, возможно, тоже дочери знатных родов с грустной насмешкой смотрят на нарядную гостью.

Незамужних русских царевен ждала монастырская келья

Кульминационный момент старинной народной игры, которая была популярна среди населения Сибири Суриков изобразил на картине «Взятие снежного городка». По традиции, эту игру устраивали в последний день масленицы, и художник, выросший в Красноярске, многократно наблюдал её в свои детские годы. Суриков работал над полотном во время своего пребывания в Красноярске в 1889—1890 годах, а окончил его после возвращения в Москву. При работе над картиной натурщиками послужили многие родные и знакомые художника.

Владимир Стасов отмечал, что хотя это произведение Сурикова «далеко не равняется его великолепной картине „Боярыня Морозова“, но, наверное, принадлежит к замечательнейшим картинам русской школы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *