Уникальная передача, где социолог Александр Александрович Зиновьев раскрывает суть Ельцина и делает максимально точный прогноз относительно развала СССР, предсказывает ГКЧП. Народный депутат СССР Ельцин заявляет что «будущее за Россией». После этой передачи Ельцин больше не участвовал в дебатах. Впереди III Съезд народных депутатов СССР, избравший президента СССР, избрание Б.Н.Ельцина председателем Верховного Совета России и провозглашение Россией суверенитета, в следующем году — избрание Ельцина президентом России, ГКЧП, «Беловежье» и отставка Горбачева.
Стенограмма телевизионных дебатов Ельцина и Зиновьева 9 марта 1990 года
….
Ведущий:
— Сейчас мы покажем вам репортаж, который был показан по французскому телевидению в марте 1989 года, когда вы были избраны депутатом от Москвы… Итак, прав ли Борис Ельцин в отказе от своих привилегий, вот представить себя таким руководителем, который не пытается пожать плоды, что ли, своего доминирующего положения?
А. Зиновьев:
— Ну, это его личное дело. Но с социологической точки зрения это шаг бессмысленный. Общество, в котором нет привилегий, нет иерархии распределения, развалится в течение нескольких недель. Это все равно, как армия, в которой генералы питаются как солдаты и выполняют те же функции, что и солдаты. Наличие иерархии распределения это нормальное явление в обществе. И привилегии все это нормально… Отказ от них производит сильное впечатление на массы – конечно, и будут все кричать «Ура!» — конечно, это производит впечатление только как исключение, когда один или несколько человек хотят завоевать симпатии масс. Но когда крупный политический деятель совершает такой шаг, я могу только сказать, что это свидетельствует о полном непонимании закономерностей общества, в котором он живет. Есть объективные социологические закономерности. И, скажем, вот Борис Николаевич возмущается тем, что повысили зарплату там работникам аппарата. Да потому что происходит инфляция. Вот я вам пример приведу. Я был профессором, я получал 500 рублей в месяц, сейчас профессора получают 500 рублей в месяц, а люди, работающие в кооперативах, в день зарабатывают 500-700 рублей. Зарплату работникам аппарата повышают не потому, что хотят им создать какие-то исключительные условия. А потому что прежняя зарплата потеряла смысл. Я говорю, вот это производит все впечатление, вызывает восторги масс, но я могу сказать – Борису Николаевичу везет, что его выбросили из системы власти. Но, если он добьется победы и встанет во главе государства, это будет, так сказать, его самым большим несчастьем – тогда он вынужден будет вести себя как политический деятель, как руководитель страны. Посмотрим, как тогда он поступит и что из этого получится. Ну и кроме того, можно отменить привилегии, но они восстановятся другими путями. Люди найдут средства все равно компенсировать это. Отмените заработную плату совсем и люди все равно будут получать то, что они могут урвать согласно своему положению. То есть, у меня социологический подход к делу.
Ведущий:
— Александр Зиновьев, вы одновременно опубликовали роман под названием «Катастройка». Это такая зубастая сатира на перестройку. Мы в городе под названием Партград, который вы придумали, который стал как бы прожектором, моделью перестройки. И тут происходит все очень важное, развиваются различные события – и в партии, и в церкви, и у могильщиков, у полицейских, у торговцев – в общем, это вызывает огромное потрясение. Это сатира жесточайшая перестройки, но ведь одним из явлений перестройки является то, что происходит сегодня. Если бы не было перестройки, вряд ли вы сидели здесь друг против друга. Господин Ельцин не имел бы возможности приехать сюда и говорить с писателем, который считается отщепенцем… Это все-таки неплохо, это результат перестройки.
А. Зиновьев:
— Ну что вы хотите сказать? Что я должен быть счастлив от того, что я сейчас сижу и могу видеть господина Ельцина? Ну, не случилось бы это, что, вы думаете, я ходил бы и плакал: ах, какое горе, не увидел такого человека? Ну, это же несерьезно. Понимаете, все зависит от того, как понимать перестройку. Что такое перестройка? Я во всех моих книгах обосновывают следующий тезис. Перестройка не есть прогресс, не есть обновление общества, это болезнь общества, это кризис. Кризис. И выходом из перестройки может быть только контрперестройка. Выходом из болезни не может быть продолжение болезни. Кстати сказать, не происходит перестройка в партии, Борис Николаевич сказал. Почему? Партии нет. Никакой партии нет – слово есть только. То, что называют партия – это не есть политическая партия. Там ничто не может быть перестроено. Это совсем явление другого рода. Более того, наличие политических партий – это явление капиталистического общества. Ни в каком другом обществе этого явления нет. Вы можете допустить в Советском Союзе тысячу партий и все они выродятся в политические мафии, а не в партии. В структуре общества, в структуре народа нет никаких оснований для партий. О партиях можно поговорить, поскольку их нет, но создайте их и вы увидите, что из этого получится.
Ведущий:
— Когда господин Ельцин говорит о том, что нужно ускорить перестройку, вы считаете, что он хочет ускорить болезнь?
А. Зиновьев:
— Он хочет ускорить болезнь. То есть, приблизить страну к смерти. Только и всего. Все зависит от того, что считать нормальным состоянием коммунистического общества. Нормальным состоянием коммунизма является состояние, которое было при Сталине и при Брежневе. Горбачев ввергнул страну в кризис. Сейчас он пытается ее вытащить. На пути к контрперестройке. На пути создания личной диктатуры. На пути создания аппарата сверхвласти. Он действует соответственно объективной тенденции. Мне это не нравится, я не одобряю, но социологически это так.
………….
А. Зиновьев:
…….
Теперь относительно популярности Горбачева на западе. Почему запад аплодирует Горбачеву и почему запад аплодирует Ельцину? Очень просто. Что вы думаете, запад хочет, чтобы советские люди жили роскошно, были сыты и т.д.? Ничего подобного. Западу нужно, чтобы Советский Союз развалился. Горбачева похлопывают по плечу, и Ельцина похлопывают по плечу, поскольку думают, что они разваливают коммунистическое общество. Они говорят – действуй, Миша, мы тебе поаплодируем, — а они и рады стараться, понимаете. Много партий, парламент создадим! Бессмыслица все это. Это все игра на запад. В коммунистическом обществе это все абсолютная чепуха, абсолютно бесперспективно это. Конечно, будет и госпожа Тэтчер говорить – хотела бы такого человека, как Горбачев, иметь у себя в кабинете и т.д. Посмотрел бы я на нее потом, что бы он сделал в ее кабинете!
Полная версия передачи: