Картина Мира

«Мертвец» Джима Джармуша

Люди явятся на свет,
А вокруг — ночная тьма.
И одних — ждет Счастья свет,
А других — Несчастья тьма.
 
Уильям Блейк

Вне всяких сомнений, картину нельзя причислить ни к одному из жанров. Кто-то
называет это фильм «вестерном», кто-то «триллером».

Для меня это метафизический вестерн — философская притча о жизни и смерти, наполненная символизмами, аллегориями, метафорами, необычной атмосферой, а также, несомненно, эстетикой кадра. Джим Джармуш (режиссер) специально искал определенный тип черно-белой зернистой пленки, который дает не радикальный черно-белый цвет, а всевозможные оттенки серого. Даже для Джармуша этот фильм стоит особняком на фоне его других картин.
Сюжет картины прост. Уильям Блейк — бухгалтер, по ироничному замыслу Джармуша, носящий имя известного британского поэта-мистика, который потеряв родителей и продав все свое имущество отправляется в городок на Диком Западе, откуда приходит приглашение о работе. Герой попадает в неприятную переделку в этом городе Машин, получает ранение и оказывается в бегах, преследуемый горсткой головорезов, которые готовы ради наживы перерезать друг другу глотки. И в этом странном путешествии, Уильям Блейк находит самого необычного спутника, индейца по имени Никто, который становится его проводником по этой метафоричной дороге к тому месту, откуда никто никогда не возвращается.

Картина повествует про Америку времен промышленной революции второй половины 19 века. Отталкиваясь от самого американского из жанров — вестерн, Джармуш подвергает систематической критике идеализированные представления об американской культуре и цивилизации, которые традиционно находили воплощение в фильмах этого жанра. В более ранних лентах его мишенью становилась духовная пустота основанного на потреблении американского образа жизни, но в «Мертвеце» под прицел критики — Ты Уильям Блейк?    — Да… Вы знаете мои стихи?

попадает, кажется, само существование Америки, построенное на костях индейцев, ценой истребления их уникальной культуры.
Об истреблении индейцев режиссер говорит нам уже в начале фильма, когда пассажиры начинают стрелять из ружей движущегося поезда по бизонам, а кочегар поезда бросает фразу, что в предыдущем году было убито свыше миллиона особей. Да, в США правительство поддерживало истребление бизонов, поскольку «нет бизонов — нет индейцев».

Пирамида из бизоньих черепов, 1870-е годы, США

Джим Джармуш неявно вплетает в ткань фильма такие темы как насилие, оружие, американская история, привязанность к родным местам, поэзия, слава, положение вне закона.
Режиссер говорил «Эти моменты часто обнаруживаются только при повторном просмотре, потому что я не хотел, чтобы они были даны слишком явно. Зачем бить зрителей кувалдой по лбу?» Тем не менее, Джармуш хорошенько размозжил не одну голову этим фильмом.
Вместо красивой картинки городов Америки, к которой приучен Голливудом зритель, мы видим, что город Машин, куда попадает главный герой в начале фильма, полон злобных людей, а к стенкам домов прислонены готовые для использования гробы. Над городом господствуют заводские трубы, покрывающие всё в окрестности тонким слоем сажи.— Кто с тобой путешествует?                 — Никто.
Фабрика царит над городом, как замок в одноимённом романе Кафки. Вместо картины неисчерпаемого богатства природы запада, Джармуш показывает «земли, изуродованные и загрязнённые промышленностью». Владелец  фабрики города Машин Дикинсон — тиранический представитель буржуазии, власти которого никто ничего не может противопоставить. Окружение Дикинсона это подобострастно хихикающие подчинённые. Именно Дикинсон и нанимает головорезов для преследования Уильяма Блейка. Ко всему прочему, христианские миссионеры в фильме продают одеяла зараженные оспой и чахоткой индейцам.

Не случайно Джармушу пришлось искать финансирование в Европе, поскольку штатовские

Никто: -Господь души твоей — не мой Господь. Он губит дух и оскверняет плоть.компании, настороженные якобы заложенным в сценарии антиамериканским посылом, не вложили в съёмки ни цента.

В общем, «Мертвец» Джармуша хорошенько встряхнул Америку, да и весь остальной мир тоже.
Не зря Джармуш говорит, что всё, что он делает, основано на интуиции. «Мертвец» – это как раз интуитивное кино. И фантастическая музыка Нила Янга, которая от начала и до конца – импровизация музыканта, есть его эмоциональная реакция на фильм.
Neil Young Dead Man Theme (long version)

Стоит отметить великолепную игру актеров. Депп отлично передает развитие персонажа из робкого бухгалтера в сильную личность, способную на убийство. Отлично играет и спутника главного героя индейца Никто малоизвестный актер Гари Фармер, передавая мистический колорит и очарование коренного народа Америки. И, конечно, неотразим Игги Поп с уже ставшей классикой диалогом:
– А кто такие филистимляне?
– О, это такие гадкие люди.

Джармуш рассказывал, что в период написания сценария ему в голову пришла удивительная мысль, а ведь творчество поэта Блейка «во многом пропитано духом индейцев». Прислушайтесь к его афоризмам. «Дурак видит не то же самое дерево, которое видит мудрец. Учась у вороны, орёл губит своё время. Яблоня никогда не спрашивает у бука, как ей расти; лев не спрашивает лошадь, как ему взять добычу».
Что же хотел сказать автор фильма? Это  история, в основе которой лежит метафора жизни как путешествия, которое мы должны совершить. Главный герой — одиночка, который испытывает отчуждение этого мира. После получения пули под сердце и встречи с индейцем Никто, Блейк трансформируется в другого человека и начинает свою короткую жизнь без страха, итогом которой становится последний путь со всеми почестями индейцев.  Джармуш объясняет, что «Для Уильяма Блейка путь мертвеца представляет собой его жизнь. Для индейца Никто это путешествие – лишь продолжительная церемония, цель которой – доставить Блейка обратно в мир духов. Совершенно не свойственное западному мышлению, представление Никто о жизни как о бесконечном цикле лежит в основе фильма».
Путешествие Уильяма Блейка – это именно путешествие от смерти к новой жизни, а не наоборот. Никто кладет Блейка в лодку, чтобы отправить его по зеркалу вод  в его последний путь. «Пришла пора отправиться в путь, Уильям Блейк. Пришла пора возвращаться туда, откуда ты пришёл».

Картина Мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.