
В. В. Докучаев
В Донбассе, в ковыльной степи, имеется искусственный лесной массив, в виде широких лесополос. Он создан по замыслу великого русского учёного В. В. Докучаева в так называемом Деркульском степном участке, ныне Беловодского района Ворошиловградской области.
Деркульский лесополосный массив — это величественный «живой» памятник, подтверждающий ещё и ещё раз, что лес в степи может расти, что в степи можно создать и лесную обстановку, столь необходимую для образования леса.
Об этом докучаевском лесе мало кто знает, а если и знает, то забывает о его значении для степного лесоразведения. А между тем он заслуживает внимания и должен, нам кажется, быть взят под охрану и объявлен заповедником. Это тем более необходимо сделать сейчас, когда столь много внимания уделяется полезащитным лесонасаждениям.
Небезинтересна история создания этого лесного массива.
В 1892 году, после катастрофической засухи 1891—1892 гг., лесной департамент организовал экспедицию, которой поручено было выяснить причины, порождающие засуху и разработать меры по борьбе с ней.
Руководство экспедицией было возложено на известного тогда учёного — В. В. Докучаева.
Эта экспедиция и организовала для своих стационарных научно-исследовательских работ три опытных лесокультурных участка в степи. Один из них и был Деркульский. Здесь Докучаев и заложил лесные полосы. Это было в 1893—1895 годах.
В результате проведенных работ, Докучаев пришёл к выводу, что в борьбе с засухой должна быть применена целая система мероприятий:
- регулирование стока воды балок и оврагов при помощи плотин, лотков и других сооружений;
- устройство прудов для организации орошения;
- облесение склонов в целях прекращения разрушающей деятельности текучей воды и увеличения водных запасов в степи;
- насаждение в степи лесов для улучшения климатических условий и преграждения пути суховеям.
Какие данные были у Докучаева для утверждения, что лес в степи может расти и что при помощи леса можно ослабить зловредное действие на хлебные поля суховеев и чёрных бурь?
Прежде всего факт существования лесных посадок, сделанных переселенцами на юге России в степи для защиты от «чёрных бурь»; дубовый лес в сухой ковыльной степи близ Таганрога, созданный по заданию Петра 1 в один из его Азовских походов; затем опыт создания Велико-Анадольских лесных насаждений также в ковыльной степи (в нынешней Сталинской области) ещё в 1843 г. по заданию Департамента земледелия и лесоустройства лесничим В. Е. Граффом.
Докучаев учёл неудачи, которые постигли Граффа и его преемников в созданных ими лесных насаждениях с преобладанием ясеня обыкновенного и ильмовых пород и заложил свои лесные полосы (шириной до 60 м) — из дуба черешчатого с примесью клёна остролистного, ясеня обыкновенного и различных кустарников. Таким образом Докучаев правильно определил, что дуб является главной и основной породой степного лесоразведения и что примесь теневой породы — клёна остролистного и других пород, защищающих дуб от заморозков и засилья сорных, трав, создаёт благоприятные условия для его роста и в целом для образования леса.
Дубы в Деркульских посадках в настоящее время высокоствольные; они достигли 12 м высоты и 20—24 см толщины в диаметре на высоте груди.
Лесные полосы имеют сомкнутый полог, в силу чего почва под лесом лишена травянистой растительности.
Подлесок докучаевских полос состоит из кустарников: жёлтой акации, жимолости обыкновенной, жимолости татарской, вязовика (или птелеи) и других, а также клёна татарского, имеющего здесь вид деревьев, достигающих 5—8 м высоты.
Наблюдается естественное осеменение почти всех пород.
Общая площадь находящихся здзеь докучаевских полос приблизительно равна 100 га.
К сожалению, прилегающие к полосам поля кое-где используются неправильно. Здесь много перелогов, к тому же сильно засорённых, превращенных в сомнительные сенокосы.
В лесных полосах производятся бессистемные рубки; по сути — это варварское уничтожение леса, главным образом дуба для хозяйственных, якобы, целей. Необходимые же санитарные рубки не проводятся: есть неубранный сухостой и др. Специальная комиссия, недавно посетившая Деркульскйй участок, также подтвердила это.
На Деркульском лесомассиве заложен и дендрологический участок. Здесь можно видеть: амурский бархат, орех серый, Энгельманову ель и др. Амурский бархат уже плодоносит и образовал пробку, которая в виде крошки может быть использована для технических целей. Точно также давно плодоносит и орех.
Значение полезащитных лесных насаждений как фактора, обеспечивающего устойчивые и постоянные урожаи хлебов, трав, овощей, плодов и ягод, получило всеобщее признание.
Полезащитное лесонасаждение в степи — это один из элементов травопольной системы земледелия, разработанной академиком В. Р. Вильямсом. Это основное мероприятие в борьбе с засухой, суховеями и чёрными бурями.
На агролесомелиоративное значение леса в степи указывал Гоголь. У его Констанжогло — персонажа второй части «Мертвых душ» — «через всё поле сеяный лес . . . — и когда вокруг засуха, у него нет засухи; когда вокруг неурожай, у него нет неурожая».
На протяжении всего XIX века крупнейшие русские учёные, как, например, Стебут, Измаильский, Костычев, известный русский историк Ключевский, говорили о возможности, даже о необходимости степного лесоразведения.
Но царское правительство оставалось немым по всем этим «новшествам», и степное лесоразведение было лишь уделом немногих энтузиастов лесоводов.
Только лишь при Советской власти детище русской науки, степное полезащитное лесонасаждение, получило должный размах.
Напоминание сейчас о таком памятнике прошлого, как Деркульский лесополосный массив, весьма поучительно как наглядное доказательство того, как можно в степных условиях преодолевать неблагоприятные климатические факторы и тем самым обеспечивать постоянные и устойчивые урожаи.
Три таких интереснейших памятниках природы—полувекового и векового искусственного леса в степи, кроме дубовой рощи Петра I близ Таганрога и некоторых других, имеются в нашей стране: Велико-Анадольский лесной массив, насчитывающий более, чем столетнюю давность, Хреновский в Каменной степи Воронежской области, насчитывающий более чем 50-летнюю давность и Деркульский в Ворошиловградской области, также 50-летнего возраста.
За годы Советской власти широко раскинулись на наших полях в степи лесные полосы, но их всё же ещё мало. В недалёком будущем существующие уже и создаваемые полезащитные полосы и лесные массивы совершенно изменят степной ландшафт нашей Родины.
Природа 1948 №9