Картина Мира

Деградация пед. науки и школы в ретроспективе

В СССР была установка: при воспитании воздействовать на коллектив, чтобы коллектив воспитывал индивидов. Это проще и эффективнее, чем достучаться до каждого. Нас на офицерских занятиях обучали, что чем больше коллектив, тем проще им управлять. Труднее всего управлять небольшой группой разношёрстых индивидов. Взводом управлять проще. Полком ещё проще и т.д.
.
Была в школах целая метода создания коллективов из индивидов. Были субботники, совместные походы с разжиганием костров, школьные линейки, коллективные соревнования по ГТО, совместные уборки школы и классов и многое другое.
А книга великого педагога Макаренко «Педагогическая поэма» была настольной книгой студентов педвузов и преподавателей.
.
Не простое, творческое это дело — сплотить и взять под контроль коллектив. Но получалось.
У Макаренко в колонии были и дети-бандиты, и дети-убийцы. И дети-насильники. Многие из них чуть ли не с рождения жили на улицах. Однако, практически из всех их получились вполне приличные граждане: офицеры, инженеры, моряки и просто работяги. Некоторые из них даже сумели прославиться.
.
Потом его методику признали тоталитарной и недемократичной. Как-то исповдоль через семинары заезжих альшулеров педагогам была навязана мысль, что никакого единства образования и воспитания не должно быть. Что школа только поставщик образовательных услуг. А если кого и воспитывать, то не коллективиста-труженника и защитника, а индивидуалиста-потребителя.
Пришла училка, оттарабанила лекцию, собрала папочку и адью! А воспитывают пусть психологи, социологи и родители. Кого хотят получить на выходе, пусть того и воспитывают. «А меня это не касается».
.
И верещит училка о чём-то о своём среди трёх десятков индивидов-потребителей, которые играют в смартфоны, плюются из трубочек жёванной бумагой, лезут друг другу в трусы, дерутся, скандалят и знать не хотят училку. Несчастная училка звонит их родителям с требованием сидеть на уроках вместе с их чадами, отправляет детей к школьному психологу — молодой девочке, у которой они раскладывают мозаику для успокоения, снимает на смартфон детские безобразия, то ли для выкладки в инстаграм, то ли для досье с целью дальнейших разборок.
И мечтает только об одном: побыстрее выйти замуж и слинять в декретный отпуск.
.
Куда делись совместные походы, костры, песни? Куда делись футбольные матчи класс на класс? Куда делись совместные уборки в классе, а вместе с ними дежурные по классу и старосты? (Про пионерские организации я промолчу, ибо сталинизм и это мы давно изжили, слава Боннер).

Кстати, совместные походы — великолепное средство выявления истинных лидеров. Часто тяжеловес-жирдяй, давящий всех в классе своей тушей, скисает после первых двух километров и его, ноющего и сопливого, всем классом тащат вперёд. После этого он теряет всякое уважение и никто его больше не боится. И он сам не претендует на лидерство.
В таких испытаниях и выявляются настоящие лидеры. Если педагог — вожатый сумеет установить с ними неформальный контакт с целью взять под своё влияние (кстати,в походе это легче сделать), то потом ему проще будет с их поддержкой взять под свой контроль и весь коллектив.
.
Надо сказать, что костры и походы исчезли уже в СССР.
В самом раннем детстве я участвовал в таком походе. Жгли костры, жарили на них картошку. Пели песни. Потом костёр стали устраивать сами взрослые стационарно в пределах ограды пионерского лагеря. Один, но за то большой. Но песни ещё пели. Иногда. Мы сидели вокруг костра и смотрели на него.

У моей жены, которая была помладьше меня, уже костров не было. Их заменили «водным праздником» Это когда дети плескаются в местной луже по колено, под грозные окрики воспитателей.
А потом и это отменили — простывают…
Вся воспитательная работа свелась к толстой тётке с красной тряпкой на шее, которая кричала на очередного двоечника, что он своей учёбой позорит их пионерскую дружину.
.
Можно ли переломить эту тенденцию на деградацию школы?
Но для этого надо прежде поменять министра образования и методички по воспитанию студентов педвузов и школьников.
И лет через 10 будет заметен результат, а лет через 20 перемены станут необратимы.
.
И ради бога! Очистите педагогику от присосавшихся к ней всевозможных НКО с их альтшулерами и семинарами!
.
«Ох, и не лёгкая это работа — из болота тащить бегемота!»

https://bulochnikov.livejournal.com/3373598.html

2 идей о “Деградация пед. науки и школы в ретроспективе

  1. Ольга

    Все это так, но обличать и осуждать труда не надо, а что конкретно именно Вы сделали, чтобы ситуацию развернуть в лучшую сторону? Начните с себя!))) Всем добра!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *