Картина Мира

Исцеляющая сила сказки

 

Cказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого.

«В некотором царстве, в некотором государстве…» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали…

И вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крестной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное. А понравившуюся сказку просили рассказать еще и еще раз.

Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры…

А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.

Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.

Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных” вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные” законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки — это и „пустяки” и „несерьезность”, однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному” восприятию мира».

До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.

Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся.Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями,за семью замками.

Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.

Светлана Ливенцева

Размышление на тему сказок


Про сказки никто сильно не задумывается. А следует. Там дается архитепичная модель поведения — личная и социальная.

Я не буду очень сильно вдаваться в детали, просто пройдусь бегло по верхам. Не все сразу могу вспомнить. Все желающие смогут с удовольствием дополнить.

У каждого народа свои сказки. Но они все сходятся в свойствах определенных персонажей. Про свойства духов, которых описывают в сказках — Дивы, Дэвы, Джины… А ведь перечисленные персонажи — из индийских, турецких и азербайджанских, а также арабских сказок. Очень обширная география. Но — все сходится до мелочей. И это не калька одного и того же — культуры совершенно различные.

Дальше — сказка об Аленьком Цветочке. Одно из ключевых сообщений — модель поведения с мужчиной! Берешь Чудище Лесное — привязываешься к зверюшке, начинаешь понимать, что не все так плохо, как снаружи, ухаживаешь за ним, пытаешься видеть в нем только то, что скрыто, только самые лучшие его стороны, влюбляешься до самопожертвования и… получаешь своего личного Принца! Ну и все сокровища к ногам, в качестве компенсации за моральный ущерб.

А вот с этого места поподробнее… Я чуть не забыла про «сокровища к ногам». А ведь большинство — в сказке вообще ничего не видят. Или берут только часть модели, с момента… «сокровища к ногам». Так вся наша Рублевка живет… У всех Чудища с сокровищами, только вот разглядывать в них принцев никто не морочится… вот и не живется всем этим бабам с олигархами. Хотя не олигархи плохие, ну или не все… а в филармонии что-то поправить надо. Про влюбиться до самопожертвования… а в этом-то как раз и есть ключ к превращению Чудища в Принца.

Дальше обратная модель — пока всех жаб не перецелуешь… достойной женщины не найдешь. Правда, в жизни не все жабы Царевнами-Лягушками оказываются.

Василиса Прекрасная — это вообще модель универсальной идеальной жены. Когда надо — можно в коробчонку засунуть, ну или сама прячется… Т.е. молчать, когда надо, умеет и место свое знает. Работу умеет делать всю. Молча и быстро.

Если с ней придется в свет выйти — ну тут она и станцует, и рукавом махнет — будут вам и лебеди и озеро. Т.е. развлечь гостей в состоянии. И, прошу заметить, не в лягушачьей шкурке на приемы ходит — сама и напряла и наткала — и все — за ночь! И с транспортом у нее тоже все в порядке (видимо, женщина независимая и сама себя обеспечивает — на колесницу хватает, а не коробчонку. Ну, а про то, что красавица и всех присутствующих дам за пояс заткнет не глядя…

Эту сказку маленькие мальчики должны наизусть учить, а не смотреть Сэйлор-Муун с раскрашенными девками и гримасами на лице. Ведь цветные СуперВумен из современных мультфильмов разрушают мозг детям. Дети очень восприимчивы к цветам, до 7-9 лет. И яркие мультики агрессивного содержания формируют их будущие модели социального поведения.

Такой мальчик в жены будет искать девушку, похожую на Барби. Далее без комментариев.

А героини мультиков в нашем детстве — они пели, танцевали, не имели никаких ярких деталей, никогда не было никаких пышных форм и искаженных эмоциями лиц. Вспомните Дюймовочку, Аленушку из «Аленького Цветочка», Златовласку. Динный белый сарафан, кроткое выражение лица… Можете их представить с активной, гневной гримассой? И спасают всяких птенциков и зайчиков.

А вот у Снежной Королевы — дамы с явно доминантным поведением — с выражением лица были явные проблемы, а сейчас каждый женский персонаж с таким лицом. Причем — положительный персонаж. Представляете, что мальчит потом себе в жены будет искать?!

Что мы видим сейчас: нормальная красивая Принцесса превращается в Зеленую Великаншу (чтоб остаться со Шреком). И начинает… убивать. Змейку придушила, жабу сварила… В мультфильмах нашего детства женщины не убивали. Они ухаживали за цветочками, птенчиками-зайчиками… Исцеляли. Помогали. В современных — они орут, бегают и стреляют. Т.е. с намерением убить. Почувствуйте разницу в социальной модели поведения. Вот так сейчас кодируют детей.

Про взгляды

Глаза — зеркало души. Взглядом можно убить. А никогда никто не задумывался, какую часть действительности отражают эти фразеологизмы?

Поэтому целители избегают смотреть в глаза пациентам с подсадками. До тех пор, пока их от этого не избавят.

Если посмотреть в глаза Злу оно тоже посмотрит тебе в глаза. Результат не предсказуем. Но в любом случае — ничего хорошего.

От взглядов некоторых людей передергивает. Глаза — зеркало Души. Если она есть. А Что смотрит на тебя, если там нет Души? Свято место, как известно, пусто не бывает. Заполняется противоположностью.

А вот тут и идут чередой «сказочные» герои… Вий, которому лучше было в глаза не смотреть… Василиск, Медуза Горгона и пр. Причем это все персонажи сказок разных народов. А проблема поднята одна и таже. Значит — есть с чего…

И еще — на всех православных иконах, так же как и на католических полотнах религиозного содержания, никогда не изображают нечисть иначе, чем сзади или в профиль. И никогда — в анфас. Никогда. И так же изображается Иуда. И так же писали все портреты предателей — все известные персонажи нашей истории. Годунов и пр.

Сила взгляда — это та энергия, которую мы передаем друг другу. И еще много чего можно добавить, но сложно доказать, т.к. сложно проверить (про это есть у Воробъевского в Иудиаде).

Уверена, что взгляд может форматировать окружающее. Именно с этим связан эффект «дурного глаза». Так взгляд (наверное) передает негативную энергетическую матрицу.

И поэтому (видимо), когда люди закрывают глаза на секунду, контакт прерывается — и видение пропадает. Это я про случаи, когда что-то кажется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *