Картина Мира

Иван Ефремов: русский Жюль Верн

Иван Ефремов родился 22 апреля 1908 года. В юности будущий писатель добавил себе год в документах — грезил наукой, опасался, что не возьмут в экспедицию. А потому на его могильной плите написан 1907 год. Иван Ефремов входит в число тех наших замечательных классиков, чьи юбилеи хочется отмечать ежегодно.

Трудно даже только перечислить все те области знания и культуры, которые испытали на себе влияние этого человека.

Крупный ученый — палеонтолог и геолог, создавший новую отрасль знания — тафономию; путешественник и мечтатель; знаменитый писатель — автор приключенческих,
исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, неизменно вызывавших большой общественный резонанс; историк, социолог, психолог и культуролог;
великий мыслитель-энциклопедист, сумевший воплотить в реалистические образы теоретические и, иногда, абстрактные мечты о гармоничном обществе будущего.

Как отмечали соратники и друзья Ивана Антоновича Ефремов был человеком не от мира сего, казалось, что он пришел к нам из будущего, чтобы предупредить нас о надвигающихся сложных временах, дав нам новые идеи и мысли.
Насколько современно и сейчас звучат его слова из произведения «Лезвие Бритвы»:

«… нельзя выпускать ребенка в мир, не вооруженным идейно, не обученным основным знаниям физиологии, наследственности, психологии, исторической диалектики. Только из этих знаний, из серьезной подготовки вырастает устойчивая собственная мораль и убежденность в правоте, которая выдержит любые удары».[1]

Надо сказать, что «Лезвие Бритвы» — самое большое по объему произведение Ефремова. Это действительно «роман приключений» и, в большой мере, приключений мысли. Ефремов, как известно, считал его своим лучшим, любимым романом,
несмотря на многочисленную критику, в основном, профессиональных критиков и писателей.

«Сущность «Лезвия» в попытке написания научно-фантастической (точнее — научно-художественной) повести на тему современных научных взглядов на биологию, психофизиологию и психологию человека и проистекающие отсюда обоснования этики и эстетики для нового общества и новой морали. Идейная основа повести о том, что внутри самого человека, каков он есть в настоящее время, а не в каком — то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение которых путем соответствующего воспитания и тренировки приведут к высокой духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического завтра. То же самое можно сказать о физическом облике человека. Призыв не только в космическом завтра, но здесь, сейчас, для всех — цель написания повести».

Ефремов поднимает огромный материал мировой культуры как эрудит и знаток, влюбленный в красоту, как историк искусства, объясняющий глубинную связь художественных ценностей с верованиями и нравами, как естествоиспытатель, наконец, проникающий в психофизиологическую природу эстетического чувства. Но более всего ему важно, жизненно важно как мыслителю утвердить творческое назначение красоты.

«Жаль, что я не подчеркнул с самого начала, что за все тысячелетия существования изобразительного искусства не было ни единой действительно научной попытки объяснить чувство красоты. Каноны, измерения, куча немецких псевдонаучных,
лжеантропологических книг, жонглирование словами «объемы, соотношения,
каноны» у искусствоведов, переводивших язык искусства в рационалистические понятия. Пропорции человеческого тела тысячекратно
измерены одним ученым аббатом в семнадцатом веке. Нельзя не склонить
голову перед титаническими усилиями понять красоту в Древней Индии! Но нельзя и не видеть всей безрезультатности этих попыток, потому что объяснение искали вне человека. Теперь уже совершенно ясно, что ощущения красоты заложены в глубинах нашего существа.»[2]

Роман «Таис Афинская» основан на известном по античным источникам
историческом эпизоде: сожжении Персеполиса — одной из столиц персидского
царства — знаменитой афинской гетерой, участвовавшей в походе Александра
Македонского.  Ефремов писал, что его интересовало это время как переломный момент истории, переход от национализма пятого — четвертого веков до нашей эры к более широким взглядам на мир и людей, к первым проявлениям общечеловеческой морали, появившимся в третьем веке со стоиками и Зеноном.

И.А. Ефремов очень хорошо  видел и опасные тенденции в человеческом обществе, способные привести это общество практически к вырождению и гибели:

«Посмотрите на историю. Что определяло падение государств, цивилизации? Геологические катастрофы? Да, но в исключительно редких случаях.
Обычно же существует крепкая цивилизация: эллинская, вавилонская, ассирийская… И вдруг являются завоеватели, стирают ее с лица земли.
Ученых посылают бить камни, поэтов привязывают к водовозным бочкам…
Но почему же эллинов или вавилонян не разбивали раньше, ведь завоеватели всегда были и пытались сделать это? Помимо весьма важных экономических обстоятельств была, очевидно, высокая моральная стойкость — необходимая элементарная вера в свою страну, в ее будущее, любовь к земле, к прекрасному, созданному цивилизацией. А отсюда — желание во что бы то ни стало защитить ее, мужество в обороне. Однако шло время, и неотвратимо наступал момент, когда — в силу самых разнообразных причин, определяющих крепость государства, — в обществе резко падала мораль, единое целое превращалось в механическую совокупность единиц. И рушились царства и империи, рушились республики, и ничто уже не могло устоять перед ордами завоевателей, еще за пятьдесят — сто лет до того бессильных что-либо сделать. Моральный износ цивилизации жестоко мстил за себя…» [3]

Так, в одном из писем к своему американскому коллеге и другу профессору Э.К. Олсону он еще раз нас предупреждал: «Все разрушения империй и государств и других политических организации происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения.

Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течении последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах…» (1971г.) [4]

После написания этих горьких слов прошло более 45 лет —  разве не похожа обстановка, в частности, в нашей стране на эту картину?

Схема в книге: E.C.Olson. The Other Side of the Medal. Blacksburg, McDonald & Woodward, 1990. Сhapter 12.

В письме Олсону в 1969 году Ефремов пишет»..На Земле всё довольно уныло, особенно это будет ощущаться в скором будущем. Это совпадает со старыми индийскими и тибетскими пророчествами о высших и низших пиках. Графически я изобразил их на диаграммах. Низший пик в 1972 г., подъём в 1977 г. и огромный провал с колоссальными войнами в период между 1998 и 2005 гг. — временем Белого Всадника из Майтреи. Но я не доживу до этого времени, может быть, доживёте Вы?..»

Разве не пришло время чудовищной моральной, интеллектуальной деградации? Разве не пришли те самые времена  технической монокультуры?

Иван Антонович ушел из жизни 5 октября 1972 года от острой сердечной недостаточности прожив всего 64 года. Люди знавшие Ефремова говорили, что он обладал теми качествами, которыми так щедро одаривал людей из будущего. Он был тем самым новым человеком, который нужен в сегодняшнее время. При этом оставил нам многие ответы на вопросы в своих романах:
«До звезд еще далеко… Очень далеко, но жить-то нам на Земле, и надо ее приводить в порядок». Иван ЕФРЕМОВ

Картина Мира

Скачать книги Ефремова одним архивом:
https://yadi.sk/d/Xz4eKP5f3HGhzA

1.  Ефремов И.А. «Лезвие бритвы». 1963г.

2.  Ефремов И.А. «Лезвие бритвы». 1963г.

3. Ефремов И.А. «Таис Афинская». 1972г.

4. Ефремов И.А. Переписка с учеными. Неизданные работы. РАН, «Научное наследство», т. 22. М., «Наука», 1994.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *