Американские и израильские военные, по всей видимости, пришли к выводу, что гораздо проще и дешевле научиться контролировать движение и поведение насекомых, нежели пытаться создать искусственные летучие аналоги военного назначения.
Первые эксперименты с Micro Air Vehicle (MAV) были организованы ЦРУ в начале 70-х годов. В музее ЦРУ в Лэнли до сих пор хранится образец летающей механической стрекозы. Главным предназначением стрекозы был шпионаж. Источник энергии для данного летательного аппарата до сих пор является засекреченной информацией. Сведения о роботах-насекомых начали просачиваться в прессу в 2007-2011 годах. По некоторым сообщениям, подобные аппараты снабжались энергией дистанционно лазером, при этом фюзеляж использовался в качестве антенны для сбора энергии. Подобная схема имеет очевидные ограничения – полет на сотни километров внутрь вражеской территории технически невозможен. В то же время, полицейское применение вполне реально и перспективно.
В американской прессе, начиная с 2004 года время о времени появляются сообщения о том, что в больших городах некто увидел робонасекомое, висящее над бойкой улицей или даже летающее в каком-нибудь зале заседаний. В июле прошлого года ряд западных СМИ опубликовал статьи и фотографии об экспериментах на авиабазе ВВС США Райт-Паттерсон в Дейтон, Огайо.Лаборатория базы создает разные виды MAV’s целью которых является “обнаружение, слежение и наведение на врага в сложном урбанистическом окружении”.
Эксперименты возглавляет доктор Грегори Паркер. Его подчиненные создали несколько видов очень маленьких вертолетов и дронов, которые испытываются в комнатных условиях.
В 2009 пресс-релиз Пентагона заявил о создании “пчелы-киборга”, которой можно управлять с помощью лэптопа. Сообщалось о возможности контролировать взлет, полет и посадку пчелы, стимулируя различные участки мозга. Контроль осуществляется путем стимуляции базилярных мускул, заставляющих то или иное крыло работать сильнее. Вживленная в пчелу систему состоит из нервных и мускульных стимуляторов, микробатареи, микроконтроллера и приемопередатчика. Система вживляется в пчелу, когда она находится еще в куколочном состоянии. Эксперименты проходили на трех видах крупных камерунских пчел в университете Беркли, Калифорния. Самая маленькая пчела, использовавшаяся в экспериментах – 2 см длиной.
9 апреля 2012 года газета “Гаарец” опубликовала обзор экспериментов с насекомыми в аэродинамической лаборатории технического университета Технион в Хайфе. Проект финансируется вооруженными силами США. Целью является дистанционный контроль за движением насекомых, как будто они – механические средства передвижения.
Вместо того, чтобы конструировать микро-самолет, длина которого не превысит несколько сантиметров, исследователи решили воспользоваться преимуществами, которые дают им 300 миллионов лет эволюции.
Глава проекта, профессор Даниэль Вайхс, недавно работавший генеральным директором израильского министерства науки и технологий объясняет: “Для того, чтобы создать дроны в масштабах насекомого, вам нужны сложные системы мониторинга и контроля, а также необходим источник энергии для полета”. Вайхс не готов раскрывать подробности своих исследований, и даже целей их проведения. Он говорит, что сам толком не знает, какое конкретное применение им найдут военные.
Кроме Вайхса, которого газета называет “пионером аэронавтики насекомых”, в проекте занят доктор Галь Рибак и группа ученых тель-авивского университета. Аэродинамическая лаборатория Вайхса не похожа ни на одно подобное заведение в мире. В ней не найти ни одного образца самолетного оборудования. Вместо этого она наполнена аквариумами и ящиками, наполненными мухами, кузнечиками, пчелами, а также ведрами с растениями, на которых сидят стрекозы. В центре лаборатории стоит симулятор полетов – длинная труба с вентилятором. В нем висит кузнечик, яростно борющийся с создаваемым вентилятором лобовым ветром. На превом этапе исследователи изучили все малейшие движения, связанные с полетом насекомого. С этой целью в симулятор были установлены две камеры, записывавшие каждое движение мускулов летящего насекомого. В дополнение к этому сенсоры, вживленные в разные части тела насекомого, передавали электрические сигналы, получаемые во время полета. Это позволило ученым идентифицировать все импульсы, связанные с полетом. После этого они “перевели” движения насекомого во время полета на язык кода, состоящего из электронных сигналов. Пользуясь этим кодом, они могут посылать сигналы мускулам насекомого и принуждать его к движению в желаемом направлении. Вайхс говорит: “Мы создали карту, которая показывает, что если сигнал А послан мускулу В насекомого, оно повернет вправо, если я введу С в мускул D, оно повернет влево”. Статья констатирует, что в мире есть пять лабораторий, занимающихся экспериментами подобного рода. Наиболее успешной считается лаборатория университета Мичигана. Там ученым удалось создать систему контроля над насекомыми издалека , и на протяжении длительного отрезка времени. В Хайфе исследователи могут контролировать насекомых на протяжении нескольких минут. Доктор Рибак говорит: “Самое важное – не только дистанционный контроль. Главный вызов – заставить насекомое полететь в нужный нам момент, сделать то, что нужно нам, с нашим минимальным вмешательством – только тогда, когда это необходимо”. По признанию Рибака, эксперта в биомеханике, до настоящего момента добиться этой цели не удалось. Пока что не удалось также добиться того, чтобы насекомые поворачивались влево или вправо по команде. На вопрос о том, страдают ли жертвы его экспериментов Рибак ответил: “Я не знаю, и я не думаю, что кто-то с уверенностью может сказать, что знает. Мы тут не занимаемся хирургией. По сравнению с экспериментами над животными то, что делаем мы – детская игра”. Вайхс говорит: “Хельсинкская конвенция о защите прав животных не распространяется на насекомых. После имплантации электродов насекомое не должно чувствовать како-то боли, так как электрические сигналы ничем не отличаются от тех, что порождает жизненный процесс самого насекомого. Мы просто говорим ему, когда нужно сделать то или иное движение, пользуясь этими сигналами”.
http://postskriptum.me/2012/04/09/dragonfly/