Картина Мира

Исламская аграрная революция

Настоящая исламская революция — это отнюдь не самосожжение уличного торговца фруктами в Тунисе, которое последовало за конфискацией его товара. И это не многотысячные демонстрации на площади Тахрир, которые последовали за уменьшением субсидирования правительством  выдач дешёвых хлебных лепёшек для бедных.
И слово «зелёная»  совершенно не касается зелёного флага Джамахирии.
Исламская революция — это фрукты, хлеб сахарный тростник, сорго и многие другие нововведения в сельском хозяйстве, которые были привнесены нею в наш мир.
Задолго до событий в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии.
Ведь это была Исламская аграрная революция. И случилось это в Золотой век ислама — с VIII по XIII века нашей эры.

Отмотаем время назад и посмотрим, как всё это было….

Вначале было плохо. Люди повсюду в мире растили в основном только те растения, которые произрастали в их местности издревле.
Так, например, сейчас практически любой воспринимает Китай, как «цивилизацию риса». В то время, как первые цивилизации на территории Китая опирались отнюдь не на рис, а на просо!
При этом, если рис даёт сейчас китайцам от 60 до 150 центнер зерна в год, то первые посевы китайского проса — чумизы, могли обеспечить урожайность только в пределе 10 центнер с гектара.

Урожайность первых пшениц составляла 10-20 центнеров с гектара, причём происходило это не где-то на задворках Томской или Ярославской области, где лета — 90 дней за счастье, а на самых плодородных и регулярно возделываемых землях Междуречья и Египта.

Ну а банан… Банан вообще был маленьким и с косточками!

Банан

Современный банан — это ведь редкий уродец, триплоидный бесплодный гибрид природного банана. Гибрид абсолютно бесплодный, который совершенно не может размножаться без участия людей. Все современные «классические» бананы — клоны первичного триплоидного уродца, который возник где-то на островах Малайского архипелага в Юго-Восточной Азии.

Но ни Древняя Греция, ни Рим банана ещё не знали.

В общем, что вам сказать…
Всё, что можно было съесть в IV веке нашей эры — было ещё удивительно маленькое или невкусное. Или и невкусное, и маленькое. И его было на удивление мало, по сравнению с современными реалиями нашей устроенной жизни и обычного теперь формата: «Рис в Ашане что-то мне не нравится, да и томаты там не особо …».
Не было ещё в Европе ни риса, ни томатов. Даже лимонов и апельсинов — там тоже не было!

Надо сказать, что Арабский Халифат, который образовался после арабских завоеваний в VIII веке, был в чём-то уникальным образованием.
Кроме громадной территории почти в 11 миллионов квадратных километров Арабский Халифат образца 750 года нашей эры отличало ещё и уникальное географическое положение.

В самом деле, по площади Арабский Халифат был хоть и вдвое больше Римской Империи периода расцвета (та успела вырасти до 6,5 млн. км2), но значительно уступал многим другим образованиям (и СССР, и современной России, и Китайским государствам Цин и Юань).
Однако, какие это были земли!

Если Римская Империя так и не смогла «выпрыгнуть» из тесной клетки Средиземноморья, если все китайские империи в той или иной степени поддерживали политику изоляции, если рефреном экспансии Российской Империи и СССР постоянно звучал «выход к тёплым морям», то у Арабского Халифата всё возникло буквально чуть ли не «само по себе», буквально за какие-то 100 лет со времени проповеди Магомеда:

214259_original

Земли Халифата простирались от пределов Китая и Индии на востоке и до Атлантического океана на западе. Бонусом в Европе того времени оказалась полностью покорённая арабами Испания. И лишь чудом не сломленная в битве при Пуатье Франция закрыла для арабов путь дальше, на просторы Европы.
Впрочем, теперь всё та же Франция стала и их новыми воротами в Европу в нынешнем, XXI веке…

Кроме того, сам по себе Халифат оказался ещё и державой, наполненной экспансионистской мощью ислама. Идея исламской уммы, то есть  исламского мира, вне зависимости от стран, границ, национальностей и тому подобного, двигала исламских проповедников, купцов и искателей приключений намного дальше физических границ Халифата.
Фраза умма вахида («одно сообщество») в Коране обозначает объединённый исламский мир. Именно такой «объединённый мир» и возник во время расцвета Арабского Халифата.

Исламские мореплаватели, опираясь на силу освоенного ими арабского паруса, стали активно осваивать соседние регионы, в том числе Европу, Китай, Индию, и даже Малайзию и Индонезию.
Ряд средневековых источников позволяют предположить, что арабские мореплаватели из Андалусии и Магриба могли достичь даже Америки. Конечно, эта версия является лишь гипотезой, но дошедшие материальные свидетельства показывают размах тогдашней мусульманской экспансии.
Именно арабские торговые фактории выросли в нынешние мусульманские по сути Малайзию и Индонезию, арабы однозначно были первыми и в открытии Канарских островов.
Эффект арабской глобализации нарастал постепенно, а его кульминация на поздних этапах существования халифата получила в историографии название Золотой век ислама.

В результате установления арабского влияния на столь обширной территории в мире в очередной раз возникла глобальная экономика, что позволило арабским и другим мусульманским торговцам вести широкий торговый обмен, распространить по всей территории Халифата и за его пределы множество сельскохозяйственных культур и технологий ведения сельского хозяйства, а также адаптировать эти культуры и методы за пределами Халифата.
Кроме того, как видно на карте, Халифат по сути дела перекрыл основной торговый путь по линии «восток-запад» — Великий Шёлковый Путь.
Если хотите моего сугубо личного мнения — именно образование враждебного по сути христианской Европе арабского Халифата запустило по ряду триггеров и нашу с вами историю — историю Руси и Дешт-и-Кипчак.

Именно после тотального перекрытия морских и сухопутных путей на запад Арабским Халифатом началась настоящая история средних веков.

Крестовые походы? Гроб Господен? Перец!
Крещение Руси? Князь Владимир? Шёлк!
Открытие Америки? Колумб? Пряности!

Год за годом, век за веком, Европа билась в тесной клетке своей географии, разыскивая пути к вожделенному Востоку.
На Север, на Юг, на Восток, на Запад!
В итоге прорвало на запад. Но, ёлки-палки — это же реально 500 лет поисков. Причём, что характерно, нашли в итоге совсем не то, что ожидали.

Но вернёмся в VIII век
Помимо сельскохозяйственных культур арабского мира, широкое распространение за пределами своей родины получают сорго (Африка), цитрусовые (Китай), манго, рис, хлопок, сахарный тростник (Индия).
В Европу попадают бананы (Малайский архипелаг, транзитом через Индию), которые начинают выращивать на тех же многострадальных Канарах. После 1402 года португальцы привезли бананы на уже упомянутые Канарские острова и Мадейру, где и занялись их выращиванием.
Начинается возделывание риса встречается в Испании (сюда его ввезли мавры около 1000 года нашей эры), в Италии (первые рисовые поля близ Пизы относятся к 1468 году) и Греции.

Ряд исследователей называют этот период «периодом глобализацией сельскохозяйственных культур».

Однако, ещё более масштабный прогресс произошёл в вопросах механизации и агротехнологии.
Изобретение хомута позволило наконец-то полностью включить в сельскохозяйственный оборот земли Северной Европы. Во времена античности для упряжи лошади использовали ошейник, что делало её практически бесполезной для тяжёлых сельскохозяйственных работ.

214349_original
Вот этот скромный деревянный овал и спас Европу от цивилизационного забвения. Это хомут.

Хомут, впервые изобретённый в Китае в V веке нашей эры, попадает в Европу через тех же арабов около 920 года нашей эры. Повсеместное распространение в Европе он получает уже в XII веке, но что интересно, распространение хомута по Европе идёт с севера на юг.
Первыми его преимущества поняли именно те, кому он был наиболее важен — жители европейского севера. Достоверно именно скандинавы и русские стали одними из первых стали использовать хомуты, не ограничивающие дыхательных путей у лошади.

До этого времени главным тягловым животным в Европе были волы.
Все предыдущие типы упряжи (различные модификации ярма) могли эффективно использоваться только на волах из-за особенностей их физического строения. Кроме того, ярмо, использовавшееся для запряжки волов, изготовлялось индивидуально для каждого животного. При этом иногда возникали проблемы при обработке земли.
В зависимости от состояния почв, иногда требовалось до шестнадцати волов для эффективного использования одного тяжелого плуга. Это создавало проблемы для крестьян, которым не хватало капитала для содержания такого большого количества скота.

После появления хомута в Европе и повсеместного его распространения к 1000 году, использование лошадей для пахоты получило широкое распространение. Лошади, как я уже писал, работают примерно на 50 процентов быстрее, чем волы. Использование лошадей (и небольшое усовершенствование плуга) позволило крестьянам производить излишки продукции. Излишек крестьянской продукции породил товар для торговли на рынках, обычно расположенных на перекрёстках дорог. Довольно быстро крупные рынки превратились в города.

214683_original
Тысячелетие эволюции плуга. Уверяю вас, оно в чём-то важнее тысячелетия развития луков.

Таким образом, хомут, плуг и Исламская зелёная революция сыграли ключевую роль в прекращении феодальных порядков, окончании Тёмных Веков и положили начало росту Европы.
Можно спорить об арабском мыле, можно говорить, что бумага, порох и латинский арабский парус — это неважно.
Ведь можно, в принципе, не мыться, писать на пергаменте, стрелять из прямых английских луков и плавать под квадратной тряпкой и на вёслах, как это и делали европейцы целую тысячу лет.

Можно не признавать, что арабские цифры спокойно завоевали мир, победили непонятный римский MCMLXXXIV и подарили нам современную математику, которая может нам теперь объяснить и парус, и лук, и огнестрельное оружие и ещё сотню вещей.

Но скромные лошадь с хомутом, плуг и «глобализация сельскохозяйственных культур» сделали мир таким, как мы его знаем сейчас. Именно они создали ту Европу, которую мы хорошо знаем — нашу вечную убогую, сирую, агрессивную и спесивую соседку.
Именно Арабский Халифат и его потомки толкали Византию на север, Святослава Игоревича — на юг, крестоносцев — на восток, а Колумба — на запад.

И, что характерно, таки вытолкали.
Но это уже была совсем другая глобализация..

Источник http://crustgroup.livejournal.com/48830.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *